Российский рынок логистики в 2025 году переживает, пожалуй, самый масштабный этап цифровизации за всю свою историю. В центре внимания — государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая уже сейчас меняет правила игры для всех участников транспортной отрасли.
И если до недавнего времени переход на электронный документооборот был скорее возможностью для прогрессивных компаний, то с 2026 года он становится обязательным и регулируется новым федеральным законом.
ГИС ЭПД была запущена в промышленную эксплуатацию в сентябре 2022 года по инициативе Минтранса России. Ее задача — обеспечить единое цифровое пространство для обмена юридически значимыми перевозочными документами между отправителями, перевозчиками, получателями, экспедиторами и государственными органами. Через систему оформляются электронные транспортные накладные, сопроводительные ведомости, заказ-наряды и другие документы, которые мгновенно доступны всем участникам перевозки и контролирующим структурам.
Как это используется:
Переход к обязательному электронному документообороту закреплен Федеральным законом от 07.06.2025 No 140-ФЗ. Этот документ не просто вносит изменения в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», а фактически задает новую цифровую архитектуру отрасли.
Что станет обязательным с 2026 года:
Как это используется:
- Участники перевозок направляют сведения и электронные документы в ГИС ЭПД через аккредитованных операторов электронного документооборота (ЭДО).
- Через систему оформляются электронные транспортные накладные (ЭТрН), электронные сопроводительные ведомости, электронные заказ-наряды и другие документы.
- Проверка документов на дорогах осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции с помощью служебных устройств, сканирующих QR-коды.
- Система интегрирована с государственными органами (ФНС, ФТС, МВД, Ространснадзор и др.), которые получают доступ к юридически значимым электронным документам.
Переход к обязательному электронному документообороту закреплен Федеральным законом от 07.06.2025 No 140-ФЗ. Этот документ не просто вносит изменения в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», а фактически задает новую цифровую архитектуру отрасли.
Что станет обязательным с 2026 года:
- С 1 сентября 2026 года оформление большинства перевозочных документов в электронном виде станет обязательным для всех участников рынка: грузоотправителей, перевозчиков, получателей, экспедиторов.
- В обязательном порядке будут использоваться электронные транспортные накладные (ЭТрН), железнодорожные и авианакладные, заявки и все экспедиторские документы.
- Исключения сохранятся только для незначительной категории грузов, по которым оформление на бумаге останется допустимым.
- До 1 мая 2026 года все экспедиторские компании должны зарегистрироваться в специальном реестре на национальной цифровой транспортно-логистической платформе. Ведение деятельности без регистрации будет запрещено.
С 1 сентября 2026 года все экспедиторские документы должны подписываться усиленной квалифицированной или неквалифицированной электронной подписью, а затем направляться в ГИС ЭПД. Исключения — только для отдельных случаев, которые определит правительство.
Важное новшество — создание электронного реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности на платформе «ГосЛог».
Теперь для легальной работы на рынке экспедитор обязан зарегистрироваться в этом реестре, который ведется Минтрансом. В реестре содержатся сведения о компании, маршрутах, заключенных договорах, свойствах грузов, привлекаемых подрядчиках. За хранение и предоставление этих данных экспедитор отвечает лично, причем информация должна храниться не менее трех лет и быть доступна по запросу уполномоченных органов для оперативно-разыскных мероприятий или обеспечения безопасности страны.
Закон серьезно усиливает контроль за перевозкой грузов, особенно если речь идет о предметах и веществах, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных. Экспедитор обязан обеспечить соблюдение всех требований к их перевозке, а при невозможности — отказаться от оказания услуги. Кроме того, законом запрещается передавать за пределы России персональные данные клиентов, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами и федеральным законом о персональных данных.
Для действующих экспедиторов предусмотрен переходный период: все, кто работает на рынке на 1 марта 2026 года, обязаны в течение 60 дней уведомить федеральный орган о своей деятельности и внести себя в реестр. Без этого право на оказание экспедиторских услуг утрачивается.
Цифровизация перевозочных документов — это не просто технологический апгрейд, а фундаментальное изменение бизнес-процессов. Электронные документы сокращают время на оформление и обработку, минимизируют ошибки, упрощают контроль и позволяют быстрее проводить взаиморасчеты между всеми участниками. Для государства это прозрачность и возможность отслеживать цепочки поставок в режиме реального времени, для бизнеса — снижение издержек и повышение конкурентоспособности.
Внедрение ГИС ЭПД и новых требований к экспедиторам — это вызов для консервативной части рынка, но и шанс для тех, кто готов работать по-новому. Уже сейчас видно, что цифровая логистика становится стандартом, а не исключением. И тот, кто не успеет перестроиться, рискует остаться за бортом рынка, который стремительно меняется под влиянием новых технологий и законодательства.
Важное новшество — создание электронного реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности на платформе «ГосЛог».
Теперь для легальной работы на рынке экспедитор обязан зарегистрироваться в этом реестре, который ведется Минтрансом. В реестре содержатся сведения о компании, маршрутах, заключенных договорах, свойствах грузов, привлекаемых подрядчиках. За хранение и предоставление этих данных экспедитор отвечает лично, причем информация должна храниться не менее трех лет и быть доступна по запросу уполномоченных органов для оперативно-разыскных мероприятий или обеспечения безопасности страны.
Закон серьезно усиливает контроль за перевозкой грузов, особенно если речь идет о предметах и веществах, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных. Экспедитор обязан обеспечить соблюдение всех требований к их перевозке, а при невозможности — отказаться от оказания услуги. Кроме того, законом запрещается передавать за пределы России персональные данные клиентов, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами и федеральным законом о персональных данных.
Для действующих экспедиторов предусмотрен переходный период: все, кто работает на рынке на 1 марта 2026 года, обязаны в течение 60 дней уведомить федеральный орган о своей деятельности и внести себя в реестр. Без этого право на оказание экспедиторских услуг утрачивается.
Цифровизация перевозочных документов — это не просто технологический апгрейд, а фундаментальное изменение бизнес-процессов. Электронные документы сокращают время на оформление и обработку, минимизируют ошибки, упрощают контроль и позволяют быстрее проводить взаиморасчеты между всеми участниками. Для государства это прозрачность и возможность отслеживать цепочки поставок в режиме реального времени, для бизнеса — снижение издержек и повышение конкурентоспособности.
Внедрение ГИС ЭПД и новых требований к экспедиторам — это вызов для консервативной части рынка, но и шанс для тех, кто готов работать по-новому. Уже сейчас видно, что цифровая логистика становится стандартом, а не исключением. И тот, кто не успеет перестроиться, рискует остаться за бортом рынка, который стремительно меняется под влиянием новых технологий и законодательства.