Эксперты в сфере грузоперевозок и управления транспортной логистикой специально для блога Сообщества Логистов Юга России поделились мнением о том, каковы основные тренды, которые будут определять логистику в 2025 году, какие технологии будут наиболее влиятельными в этом году, и как изменится рынок грузоперевозок в условиях новых экономических реалий.
Алексей Чиняков, Коммерческий директор «ТРАСКО»:
Размер ключевой ставки и снижение цен на внутрироссийские автомобильные перевозки стимулируют изменение рынка российской логистики. Более гибкие и системные компании будут диверсифицировать свои риски, запускать новые услуги, искать альтернативные направления бизнеса. Остальные рискуют уйти с этого рынка.
Главным направлением для автомобильных, железнодорожных и морских перевозок в 2025 году останется азиатский регион. Плавающий спрос на этом направлении, вызванный политическими и экономическими факторами, повысит отраслевые риски. Но компании в любом случае будут с оптимизмом смотреть на Азию, т.к. серьезных альтернатив немного.
Активное тестирование беспилотного транспорта и дефицит водителей приближает момент, когда часть маршрута грузовики будут проходить без участия человека. Но это, по моему мнению, перспектива не этого года.
Внедрение автоматизации в процесс организации перевозок и использование искусственного интеллекта активно развивается и будет нацелено, в первую очередь, на оптимизацию внутренних издержек как грузовладельцев, так и сервисных компаний. Функции человека постепенно будут заменяться на программные алгоритмы, снижая тем самым себестоимость логистических процессов.
Крупные потребители услуг уже сейчас уделяют большое внимание ИТ-составляющей поставщиков. Далее этот тренд будет только усиливаться.
Можно смело сказать, что нас ждет модель развития банковского сектора: если раньше большинство операций делалось при непосредственном участии операциониста, то сейчас многое ушло в онлайн. Проводя параллели с логистической отраслью – мы только идем к безбумажным технологиям, к замещению простых рутинных процессов машинами.
Крупные потребители услуг уже сейчас уделяют большое внимание ИТ-составляющей поставщиков. Далее этот тренд будет только усиливаться.
Можно смело сказать, что нас ждет модель развития банковского сектора: если раньше большинство операций делалось при непосредственном участии операциониста, то сейчас многое ушло в онлайн. Проводя параллели с логистической отраслью – мы только идем к безбумажным технологиям, к замещению простых рутинных процессов машинами.
Александр Черных, Co-Founder & CEO «ITOB»:
Вопросы, на самом деле, концептуальные. То, что мы можем отметить по статистике 2024 года и, по моему мнению, увидим в 2025 году - повышенный спрос на IT-решения для грузоотправителей.
В первую очередь, это автоматизация доставки последней мили, которая сокращает время работы логиста, затрачиваемое на планирование, до 90%. Порог входа в автоматизацию последней мили сейчас довольно низкий и окупается за 3-6 месяцев в зависимости от размера компании.
В первую очередь, это автоматизация доставки последней мили, которая сокращает время работы логиста, затрачиваемое на планирование, до 90%. Порог входа в автоматизацию последней мили сейчас довольно низкий и окупается за 3-6 месяцев в зависимости от размера компании.
Также популярна автоматизация доставки "склад-склад". В этом бизнес-процессе, как правило, у грузоотправителя собственного транспорта нет, пользуется наемным транспортом. Наш российский IT-продукт замещает импортные сервисы SAP и Transporeon, этот функционал востребован, и мы также обеспечиваем за 3-4 месяца комплексный бесшовный переход с данных сервисов, которые больше не работают на российском рынке.
Автоматизация транспортной логистики - это необходимость и, фактически, уже неизбежность. Сейчас, на самом деле, дешевле и в перспективе выгоднее автоматизироваться, чем нанимать одного дополнительного логиста.
Бондаренко Алексей, Заместитель директора ООО ТК "Грейс-Логистик":
По моему мнению, в ближайшее время логистический рынок ожидает активная цифровизация и легализация площадок (со стороны государства), а также внедрение беспилотного подвижного состава.
По моему мнению, в ближайшее время логистический рынок ожидает активная цифровизация и легализация площадок (со стороны государства), а также внедрение беспилотного подвижного состава.
В недалекой перспективе - осуществление услуг грузоперевозки такими провайдерами, как Озон, Вайлдберриз, Магнит (Сельта) и Х5 Транспорт. Самое интересное, что некоторые вышеупомянутые провайдеры уже занимаются 4PL-услугами. И компании, ранее заходившие в FTL-перевозки, скорее всего, будут осуществлять и LTL-перевозки.
При таком раскладе, дальше в этой ситуации может возникнуть вопрос о невостребованности большого количества складских площадей.