Обзоры

Тренды трех сезонов в логистике 2024: мнения экспертов

В современном мире, где глобализация и цифровизация стали неотъемлемой частью нашей жизни, логистика играет ключевую роль в успешном функционировании экономики.

Эксперты в управлении цепями поставок и оснащении логистических систем поделились с редакцией канала «Логистика Юга России» своими мнениями о трендах, которые оказали значительное влияние на логистическую отрасль в 2024 году и будут определять её развитие в ближайшем будущем.
Максим Садиков, коммерческий директор ТК «ТЭКАР»:

Начиная со 2 квартала 2024 года, мы как транспортно-экспедиционная компания наблюдаем спад объема работы и снижение ставок на грузоперевозки. По моему мнению, это связано с тем, что рынок на сегодняшний день перенасыщен транспортом.

Наша компания «ТЭКАР» проводила анализ за аналогичные периоды прошлого и текущего года, и, по его итогам, мы не отмечаем снижение объема заказов рынка, но наблюдаем профицит транспорта. Если в прошлом году был дефицит грузового транспорта, связанный с переходом с европейских моделей на китайские и с задержками в поставках автомобилей и т.д., то на данный момент рынок перенасыщен, что подтверждается снижением стоимости китайских транспортных средств. Мы видим, что по сравнению с прошлым годом стоимость китайских тягачей (и прицепов в том числе) снизилась на 15% вопреки тому, что мы пережили два подъема утильсбора. Причина в том, что компании «набрали» техники больше, чем сейчас требуется нашему рынку.

В связи с профицитом грузового транспорта наблюдается падение тарифов и увеличение конкуренции между грузоперевозчиками.
Ужесточают конкуренцию некоторые игроки рынка, которые в прошлом году пошли ва-банк и закупили транспорт в лизинг на сумасшедших условиях в эйфории от высоких тарифов и объемов работы.

Борьба за объем грузоперевозок увеличивается.
Крупные транспортные компании сейчас находятся в достаточно тяжелом положении, т.к. не могут полноценно обеспечить работой свой приобретенный автопарк. Ключевая ставка высокая, а заработок транспорта иногда не покрывает даже лизинговые платежи, поэтому некоторые компании вынуждены сокращать объемы и выставлять на продажу транспорт. Стоянки лизинговых компаний переполнены изъятым транспортом, а на рынке очень много предложений по китайскому грузовому транспорту 2022-2023 года по демпинговым ценам.

Алексей Сущенко, генеральный директор «ЭфЭмСиДжи Лоджистикс»:

Тренды сейчас на увеличение тарифов по перевозкам. Китайский грузовой транспорт не отвечает требованиям в области холодовой цепи – холодильно-отопительные установки не вывозят минусовые температуры. Помимо этого, некоторые лизинговые компании начали рассылать «письма счастья» о повышении процентных ставок уже на действующие договора лизинга, что отразится на всех категориях продукта.

Алексей Ус, ФТС «Перекресток»:

В связи с высокими тарифами на наемный транспорт ритейл постепенно уходит в развитие собственных автопарков, что также положительно сказывается на уровне сервиса грузоперевозок.

Острый дефицит складского персонала – ключевая причина, по которой крупные игроки рынка вынуждены идти в роботизацию и автоматизацию.

Александр Черных, коммерческий директор «Айтоб»:

Из трендов со стороны автоматизации мы видим импортозамещение, это происходит повсеместно, в том числе, и в логистике.

С сентября в России будут блокировать российские IP-адреса, с которых предоставляется доступ к системе Глонасс-мониторинга, поэтому наблюдается активный переход на отечественные IT-продукты.

Повышенный интерес логистического рынка вызывает внедрение электронной транспортной накладной и электронного путевого листа, который выписывается в системе клиента, через ЭДО его можно подписать и предоставлять ГАИ в случае необходимости.

Александр Кононков, генеральный директор ООО «Первая Мониторинговая Компания»:

В ближайшие годы мировая логистика будет развиваться в нескольких ключевых направлениях. Автономные транспортные средства и дроны для доставки останутся приоритетными, поскольку они способны значительно повысить скорость перевозок и сократить затраты. Важную роль сыграет интеграция искусственного интеллекта, TMS-систем и больших данных, что позволит оптимизировать цепочки поставок в реальном времени, прогнозировать спрос и минимизировать потери. Логистика последней мили будет всё больше ориентироваться на индивидуальные потребности потребителей для максимально эффективного обслуживания.

Однако, не стоит забывать о важности существующих TMS-систем, которые остаются неотъемлемой частью работы любой транспортной компании. Важным трендом, помимо перехода на российское программное обеспечение, станет внедрение в системы управления транспортом искусственного интеллекта и машинного обучения для более адаптивной автоматизации маршрутов движения, повышения скорости доставки и прогнозирования спроса.
Уважаемые коллеги!
Хотите поделиться экспертным мнением или стать автором статей об управлении логистикой?

Если у вас есть экспертное мнение по актуальным темам, отправьте запрос на team@logisty-yuga.ru, мы будем рады рассмотреть вашу кандидатуру и предоставить площадку для публикации.

Не упустите возможность стать активным участником Сообщества Логистов Юга России и внести свой вклад в укрепление коммуникаций и компетенций в цепях поставок!
Новости