Новости и мероприятия в цепях поставок

Кризис в транспортной логистике России: обзор ситуации и региональные особенности на апрель 2025 года

Российский рынок грузоперевозок продолжает испытывать серьезное давление, обусловленное снижением спроса, высокой стоимостью кредитных ресурсов и структурными изменениями в экономике. Транспортная логистика находится в состоянии системного кризиса, который усугубляется региональными вызовами и изменениями в международных перевозках.
Согласно аналитике Atrucks, индикатор которой отражает показатель баланса между предложениями грузов от грузовладельцев и свободного транспорта от перевозчиков в FTL-перевозках, с начала 2025 года наблюдается дефицит грузов, который неизбежно влияет на общую картину кризиса в транспортной логистике России:
Снижение спроса и падение ставок на перевозки
По итогам первого квартала 2025 года, внутренний спрос на автомобильные грузоперевозки снизился на 1% относительно первого квартала 2024 года, при этом в сравнении с четвертым кварталом 2024 года падение достигло 14%. Средние ставки на перевозки упали на 12,1%, а с учетом инфляции реальное снижение стоимости услуг оценивается примерно в 25%. Это вынуждает перевозчиков работать с минимальной маржой или в убыток.

Рынок тяжелой техники: падение продаж и структурный кризис
Рынок новых крупнотоннажных грузовиков (HCV) в 2025 году ожидает значительное сокращение. По прогнозам агентства «АВТОСТАТ», продажи упадут на 29% в базовом сценарии (до 72 тыс. единиц), с возможным пессимистичным снижением до 60 тыс. машин (-41%). Даже при оптимистичном варианте падение составит 20%. Это возвращение к средним значениям за последние десять лет после аномального всплеска 2023 года, вызванного дефицитом тягачей и импортом китайской техники.

Продажи полуприцепов также продолжают падать — за первые два месяца 2025 года они снизились почти на 50%, а общий спад рынка в 2025 году прогнозируется в диапазоне 15-30%. Высокие кредитные ставки и снижение товарооборота усугубляют ситуацию, а рост цен на комплектующие и энергоносители бьет по производителям.

Финансовые и кадровые вызовы
Высокие ставки кредитования (до 30%) делают лизинг новых грузовиков крайне дорогим, что приводит к возврату техники лизингодателям и снижению обновления парка. Средний возраст автопарка перевозчиков достигает 23 лет, а покупка нового тягача с лизингом обходится в десятки миллионов рублей, что непосильно для большинства компаний.

Одновременно наблюдается дефицит водителей, особенно на дальних рейсах, вызванный миграцией кадров в другие регионы и сокращением вакансий на рынке труда. По данным сервиса «Зарплата.ру», количество вакансий для водителей грузовиков в марте 2025 года упало почти вдвое по сравнению с прошлым годом.

Конкуренция и структурные изменения
Введение разрешений на каботажные перевозки для компаний из стран ЕАЭС усиливает конкуренцию, особенно для малого и среднего бизнеса, который не обладает масштабом и ресурсами для оптимизации затрат. Это может привести к дальнейшему уходу мелких перевозчиков с рынка и дефициту транспорта к концу года.

Снижение ставок и уход участников рынка создают риск дефицита перевозочного парка, что в перспективе может вызвать рост тарифов и дефицит предложения.
Эксперты Сообщества Логистов Юга России поделились своим видением ситуации на юге России:

Дмитрий Камкин, директор по развитию ООО «Константа», выделяет ключевые тенденции, формирующие рынок автомобильных перевозок Южного региона в апреле 2025 года:

  • Активизация сельского хозяйства: стартует сезон перевозок удобрений, семян и сельхозтехники, особенно в Ростовской области, Краснодарском крае и Ставрополье.
  • Рост товарооборота с Кавказом и Крымом: усиливается логистика по маршруту Краснодар – Новороссийск.
  • Строительный бум: увеличиваются поставки стройматериалов в курортные зоны (Сочи, Крым, Азовское побережье).

В инфраструктурном плане отмечается реконструкция ключевых трасс, таких как М-4 «Дон» — основного грузового коридора на Юге России, а также расширение пропускной способности подходов к портам Новороссийска, Тамани и Азова. Развиваются логистические центры и 3PL-компании в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Волгограде.

Ценовая динамика в регионе характеризуется стабилизацией тарифов после зимнего сезона, но возможен локальный рост из-за высокого спроса на перевозки сельхозпродукции и роста цен на топливо при отсутствии господдержки. Конкуренция между перевозчиками сдерживает резкие повышения тарифов.

Проблемы отрасли в ЮФО включают дефицит водителей, особенно на дальних маршрутах, а также сезонные дорожные ограничения и перегруженность трасс, в частности М-4.

Региональный руководитель ООО "ИТЕКО Россия" Александр Москаленко добавляет, что апрель традиционно сопровождается закрытием дорог на просушку в большинстве регионов, кроме перевозок продуктов и ряда разрешенных грузов. Это приводит к тому, что часть заказчиков либо заранее перевезла промышленные товары в марте, либо использует спецпропуска с пониженным тоннажем, а основная масса перевозок перенесена на май. При этом, тарифы на перевозку промышленных грузов выросли локально на 5–15%, в то время как тарифы на продукты остались на уровне марта.

В целом, российская транспортная логистика в апреле 2025 года находится в фазе структурного кризиса, вызванного сочетанием снижения спроса, высоких финансовых издержек и кадрового дефицита.

В ЮФО сохраняется активность в сельском хозяйстве, строительстве и портовой логистике, что создает локальные возможности, но при этом регион сталкивается с типичными для всей страны проблемами — дефицитом водителей и сезонными ограничениями.

Прогнозы и ключевые вызовы на 2025 год:
  • Продолжение снижения объемов перевозок и продаж техники: рынок тяжелых грузовиков и полуприцепов в 2025 году останется в минусе, пока не стабилизируется экономика и не снизятся кредитные ставки.
  • Рост международных перевозок: расширение международных маршрутов, особенно с Китаем, может частично компенсировать внутренний спад, хотя замедление китайской экономики и тарифное давление США создают риски.
  • Дефицит водителей и уход малого бизнеса: сокращение числа перевозчиков и дефицит кадров могут привести к дефициту транспорта и росту тарифов во второй половине года.
  • Государственная поддержка и инфраструктурные проекты: запуск новых инфраструктурных объектов, субсидирование автопроизводителей и льготный автолизинг могут смягчить кризисные явления.
По мнению экспертов, для участников логистического рынка сейчас критически важно адаптироваться к новым экономическим реалиям, оптимизировать использование автопарка и финансовых ресурсов.
Text.ru - 100.00%
Статьи