Интервью с руководителем СООБЩЕСТВА ЛОГИСТОВ ЮГА РОССИИ Алексеем Мясниковым:
В Сообщество ежедневно поступают запросы, и один из самых актуальных сейчас — это внедрение ЭПД (электронных перевозочных документов), в том числе, при обороте алкогольной продукции. Беспокойство последних связано с тем, что приближается установленный 102-ФЗ срок, который наступает 01.03.2025, но давайте по порядку:
О СТРАТЕГИИ:
Решение о внедрении и развитии электронных перевозочных документов вытекает из утвержденной Правительством РФ в 2021 году «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». В стратегии много интересного: она охватывает все виды перевозок, включая воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, развитие международных транспортных коридоров, усиление инфраструктуры и прочее. Это большая тема, требующая отдельного обсуждения.
Что же касается ЭПД, то в разделе «Развитие цифровых технологий» зафиксировано следующее: «низкий уровень цифровизации документооборота на отдельных видах транспорта — более 3 млрд перевозочных документов в бумажном виде», что и определяет вектор движения к безбумажному документообороту.
Что же касается ЭПД, то в разделе «Развитие цифровых технологий» зафиксировано следующее: «низкий уровень цифровизации документооборота на отдельных видах транспорта — более 3 млрд перевозочных документов в бумажном виде», что и определяет вектор движения к безбумажному документообороту.
О РАБОТЕ СИСТЕМЫ:
С 1 сентября 2022 года ГИС ЭПД начал работу с грузовым транспортом. По данным заместителя министра транспорта Дмитрия Баканова, в системе доступны шесть массовых документов, в том числе электронная транспортная накладная и электронный путевой лист. Система ГИС ЭПД активно развивается: за два года в ней оформлено более 7,5 млн документов. В развитии проекта принимают активное участие Минтранс, ФНС и Минцифры.
В том же интервью, которое состоялось в конце 2024 года, чиновник уточнил, что на обсуждении находится проект ФЗ, согласно которому в 2025 году перевозка опасных грузов, зерновой продукции, древесины и инертных строительных материалов будет сопровождаться обязательным оформлением электронных документов. Пока же переход на ЭПД является добровольным.
В том же интервью, которое состоялось в конце 2024 года, чиновник уточнил, что на обсуждении находится проект ФЗ, согласно которому в 2025 году перевозка опасных грузов, зерновой продукции, древесины и инертных строительных материалов будет сопровождаться обязательным оформлением электронных документов. Пока же переход на ЭПД является добровольным.
О ПИЛОТНОМ ПРОЕКТЕ:
Отдельно стоит разобрать пилотный проект «Применение электронных перевозочных документов при обороте алкогольной продукции», утвержденный 16.01.2023 заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко. Заявленные цели пилотного проекта: проверка возможности применения, выявление потенциальных рисков и подготовка предложений.
В проекте на стороне операторов ИС ЭПД участвует семь компаний, 40 хозяйствующих субъектов и семь органов государственной власти. В рамках пилотного проекта участники отработали более десяти сценариев, включая перемещение собственным и наемным транспортом, частичной приемки, самовывоза, отказа и перевозки сборного груза.
Проделана большая работа: согласно докладу рабочей группы сформированы конкретные задачи. Кратко некоторые из них: Министерство финансов обеспечит внедрение изменений в нормативные правовые акты; Росалкогольтабакконтроль доработает форму заявки о фиксации информации в ЕГАИС; Федеральная налоговая служба внесет изменения в приказы об утверждении форматов электронной транспортной накладной и путевого листа; Министерство транспорта доработает ГИС ЭПД в части интеграции с ЕГАИС; Министерство цифрового развития разработает функционал в мобильном приложении «Госуслуги Авто»; Министерство внутренних дел разработает механизмы сканирования для сотрудников Госавтоинспекции.
Что касается сроков перехода, то согласно действующему законодательству сопроводительные документы при перевозке алкоголя необходимо оформлять в электронном виде уже с 1 марта 2025 года. К тому же, по одним данным до 1 сентября 2026 г., а по другим - до 1 марта 2027 г. будет разрешено использовать товарно-транспортную накладную в бумажном формате.
В проекте на стороне операторов ИС ЭПД участвует семь компаний, 40 хозяйствующих субъектов и семь органов государственной власти. В рамках пилотного проекта участники отработали более десяти сценариев, включая перемещение собственным и наемным транспортом, частичной приемки, самовывоза, отказа и перевозки сборного груза.
Проделана большая работа: согласно докладу рабочей группы сформированы конкретные задачи. Кратко некоторые из них: Министерство финансов обеспечит внедрение изменений в нормативные правовые акты; Росалкогольтабакконтроль доработает форму заявки о фиксации информации в ЕГАИС; Федеральная налоговая служба внесет изменения в приказы об утверждении форматов электронной транспортной накладной и путевого листа; Министерство транспорта доработает ГИС ЭПД в части интеграции с ЕГАИС; Министерство цифрового развития разработает функционал в мобильном приложении «Госуслуги Авто»; Министерство внутренних дел разработает механизмы сканирования для сотрудников Госавтоинспекции.
Что касается сроков перехода, то согласно действующему законодательству сопроводительные документы при перевозке алкоголя необходимо оформлять в электронном виде уже с 1 марта 2025 года. К тому же, по одним данным до 1 сентября 2026 г., а по другим - до 1 марта 2027 г. будет разрешено использовать товарно-транспортную накладную в бумажном формате.
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И ОШИБКАХ:
Я бы начал с ошибок при внедрении, так как переходить придется всем независимо от того, кто и насколько эффективно перейдет.
По информации оператора ИС ЭПД КОНТУР ДИАДОК, самые распространенные ошибки — это:
Теперь кратко о преимуществах. В профессиональном сообществе встречаются разные мнения: одни считают переход затратным и слабо окупаемым в ближайшей перспективе, другие понимают это как отличную возможность повысить эффективность и экономить.
Что касается преимуществ, то очевидно, что для государства — это прозрачный рынок с упрощенным доступом к информации контрольно-надзорных органов; а для участников рынка — ускорение взаиморасчетов, прозрачность всех этапов логистической цепи и снижение издержек на администрирование документооборота, закупку бумаги и хранение архивов.
По информации оператора ИС ЭПД КОНТУР ДИАДОК, самые распространенные ошибки — это:
- Неправильная оценка ресурса и отсутствие планирования (согласованной дорожной карты), что может привести к увеличению сроков и хаосу.
- Компании при внедрении рассматривают задачу как требование законодательства без понимания реальных преимуществ.
- Пренебрежение интеграцией может привести к дублированию данных и увеличению времени на обработку.
- Ожидание обязательных требований может привести к повышенной нагрузке на операторов ИС ЭПД и очередям на внедрение.
- Попытка реализации неэффективных и незаконных схем с электронными транспортными накладными и путевыми листами не только не работает, но и легко отслеживается, что создает риски для бизнеса.
Теперь кратко о преимуществах. В профессиональном сообществе встречаются разные мнения: одни считают переход затратным и слабо окупаемым в ближайшей перспективе, другие понимают это как отличную возможность повысить эффективность и экономить.
Что касается преимуществ, то очевидно, что для государства — это прозрачный рынок с упрощенным доступом к информации контрольно-надзорных органов; а для участников рынка — ускорение взаиморасчетов, прозрачность всех этапов логистической цепи и снижение издержек на администрирование документооборота, закупку бумаги и хранение архивов.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА:
Вопросов остается много, и в ближайшем будущем мы планируем организовать круглый стол, на который пригласим как операторов ИС ЭПД, так и участников рынка для подробного обсуждения данного вопроса.
Следите за информацией в нашем ТГ-канале «ЛОГИСТИКА ЮГА РОССИИ»!
Следите за информацией в нашем ТГ-канале «ЛОГИСТИКА ЮГА РОССИИ»!
Присоединиться к Сообществу Логистов Юга России:
https://логисты-юга.рф
_______