Новости и мероприятия в цепях поставок

Интервью с экспертом: Сергей Новиков, ООО "Первая Мониторинговая Компания"

Сегодня в рубрике «Интервью с экспертом» - основатель и коммерческий директор ООО «Первая Мониторинговая Компания» Сергей Новиков.

Сергей, ваша компания в прошлом году отметила 15-летие присутствия на рынке IT-продуктов для мониторинга транспорта. Расскажите, как возникла идея создания «Первой Мониторинговой Компании»? Какие предпосылки и потребности рынка вы увидели в 2009 году, когда основали компанию?

Благодарю за вопрос! Пятнадцать лет на рынке мониторинга транспорта — это действительно серьезный срок, особенно с учетом того, что сегодня в России работают более 2000 компаний, предоставляющих аналогичные услуги. Выдержать конкуренцию, сохранить лидирующие позиции и постоянно развиваться — это, безусловно, заслуга команды.

История создания Первой Мониторинговой Компании началась еще в 2007 году, когда мы с Александром Кононковым работали в одной из крупнейших краснодарских компаний. У предприятия было более 150 единиц собственного транспорта, который эксплуатировался по всей России, и контролировать его работу становилось все сложнее. Компания уже пробовала самостоятельно разрабатывать систему мониторинга, но существующее решение не удовлетворяло потребности бизнеса. Нам с Александром поручили курировать это направление, и за год мы развили существующий продукт, который реально работал и приносил пользу.

Видя потенциал этого продукта, было принято стратегическое решение выделить направление в отдельный бизнес, чтобы предлагать услугу другим транспортным компаниям. Однако в силу управленческих действий во вновь созданной организации появился внешний руководитель, с которым наши взгляды на развитие не совпали. В итоге, в октябре 2009 года мы приняли решение создать свою компанию и запустили Первую Мониторинговую Компанию. В те годы рынок только начинал формироваться – транспортные компании не доверяли системам мониторинга, не понимали их ценности и зачастую отказывались даже от бесплатного тестирования. Каждого клиента приходилось убеждать несколько месяцев, но мы верили в технологию и шаг за шагом завоевывали доверие рынка.

С какими основными трудностями вы столкнулись на начальном этапе развития компании?

Одна из ключевых сложностей заключалась в том, что мы не имели опыта в маркетинге и разработке программного обеспечения. На тот момент мы работали с продуктом материнской компании, не имея возможности вносить изменения в его архитектуру. 2009-2010 годы стали периодом активного роста рынка телематики, но при этом клиенты не понимали, какие задачи должна решать система мониторинга. На тот момент основной функционал заключался в том, чтобы диспетчер мог видеть машину на карте и не тратил время на звонки водителю.

Со временем на рынке начали появляться дополнительные датчики, включая датчики уровня топлива, которые позволяли фиксировать реальный расход ГСМ. Однако в те годы недоверие к этим инструментам было очень высоким. Например, если система показывала слив топлива, водители и механики опровергали эти данные, ссылаясь на погрешности измерений или внешние факторы. Компании не знали, кому верить, что тормозило развитие рынка.

Кроме того, в 2011 году мы осознали, что дилерская модель не дает нам достаточного контроля над продуктом. Мы не могли отвечать на вопросы клиентов, касающиеся технических аспектов работы системы, так как не имели доступа к исходному коду. Тогда и было принято стратегическое решение — создать собственную систему мониторинга. Мы понимали, что достоверность данных — ключевой фактор доверия клиентов, и наша цель заключалась в том, чтобы создать платформу, которая будет не просто показывать данные, а помогать компаниям принимать решения на их основе.

Каким был ваш первоначальный продукт, и как он эволюционировал со временем?

В 2011 году мы выпустили первую версию собственной системы мониторинга «ПМК Навигатор». Это был монолитный продукт, который в целом удовлетворял запросы клиентов, но не позволял масштабироваться. При добавлении новых клиентов нам приходилось выделять под них отдельные серверы, что усложняло управление системой.

В те годы удобство интерфейса и дизайн ПО не были в приоритете. Основной задачей было отображение данных, но со временем стало очевидно, что пользовательский опыт играет ключевую роль. Мы начали редизайн системы, но в 2015 году поняли, что корневую проблему – монолитную архитектуру – это не решает. Именно тогда мы решили переписать систему с нуля, используя микросервисный подход.

Что послужило толчком к созданию инновационного продукта Waliot® в 2018 году?

2015 год стал переломным моментом. В команду пришел Иван Муратов, эксперт, глубоко разбирающийся в принципах и передовых методологиях создания программного обеспечения, который провел аудит существующего кода и предложил радикальные изменения. Мы приняли непростое, но стратегически важное решение — отказаться от устаревших наработок и создать систему с нуля, опираясь на актуальные потребности бизнеса и передовые стандарты IT-индустрии.

В марте 2018 года мы представили Waliot – платформу управления автопарком нового поколения, которая не имела аналогов в России. Главным преимуществом стало то, что конкуренты работали на устаревших монолитных решениях, тогда как Waliot позволял легко масштабироваться, интегрироваться с любыми системами и обновляться без сбоев. Этот шаг сделал нас одной из ведущих компаний на рынке разработки систем мониторинга транспорта.
Технический директор ООО
Технический директор ООО "Первая Мониторинговая Компания" выступил в качестве спикера на бизнес-форуме "Логистика Юга России. Транспорт" в 2024 году
В чем ключевые отличия и преимущества системы «ПМК Навигатор» и платформы Waliot®?

Развитие технологий диктует новые требования к программным продуктам, особенно в сфере мониторинга транспорта, где точность данных, стабильность работы системы и удобство для пользователей играют ключевую роль. Платформа Waliot – это кардинально новое решение, созданное с нуля на базе современных IT-технологий, в отличие от «ПМК Навигатор», который, как и многие монолитные системы 2000-х годов, имел архитектурные ограничения, влияющие на гибкость и производительность.

Мы полностью отказались от устаревших технологий и разработали платформу, которая легко масштабируется, обновляется без простоев и адаптируется к запросам клиентов. В отличие от большинства решений на рынке, Waliot использует микросервисную архитектуру, что обеспечивает высокую скорость обработки данных, надежность работы и возможность интеграции с внешними сервисами, включая ERP-системы и 1С.

Кроме того, мы сделали особый акцент на качестве пользовательского интерфейса и удобстве работы, чего так не хватает многим устаревшим системам, которые годами не обновляют дизайн и логику работы. В результате Waliot – это не просто мониторинг, а полноценный цифровой инструмент для управления автопарком, отвечающий требованиям современного бизнеса и готовый к дальнейшему развитию.

Планируется ли использование вашей системы на других видах транспорта: речной, ж/д, беспилотный?

Наша платформа изначально создавалась как универсальное решение, способное адаптироваться к разным видам транспорта, и уже сегодня она успешно применяется не только в автомобильном сегменте, но и в речных и железнодорожных перевозках.

Компании, работающие в этих сферах, используют Waliot® для оптимизации маршрутов, мониторинга технического состояния подвижного состава и повышения безопасности. Водный транспорт требует контроля скорости судна, расхода топлива и погодных условий, а в железнодорожных перевозках важно отслеживать состояние вагонов, соблюдение графиков и расход ресурсов.

Кроме того, наша система уже интегрирована с беспилотными транспортными средствами. Хотя доля беспилотного транспорта пока невелика, мы видим перспективный рост этого сегмента, и наша цель — создать единое цифровое пространство для управления всеми видами транспорта, повышая их эффективность и безопасность.

Какие факторы, по вашему мнению, позволили компании ООО «ПМК» войти в ТОП-5 операторов систем мониторинга транспорта России?

Честно говоря, я не стану утверждать, что мы безоговорочно входим в ТОП-5 операторов систем мониторинга транспорта в России – слишком много факторов влияет на эту оценку. Однако, если рассматривать рынок не с точки зрения количества подключенных объектов, но и по уровню технологий, качеству кода, архитектуре системы и удобству работы для пользователей, то здесь мы уверенно занимаем лидирующие позиции.

Большинство решений на рынке мониторинга транспорта ориентированы на копирование старых зарубежных продуктов, тогда как мы идем своим путем, предлагая современные технологические решения.

Waliot – это не просто адаптация существующего ПО под российские реалии, а полностью независимая платформа, созданная с нуля, а не за 1 год. Платформа построена на современных принципах разработки и высоких требованиях к пользовательскому опыту. Наша стратегия – постоянное развитие, внедрение актуальных IT-решений и стремление сделать систему не просто удобной, а действительно полезной для бизнеса. Именно этот подход и позволил нам не только удержаться на рынке, но и стать одним из ведущих игроков отрасли, предлагая уникальный продукт, который выгодно отличается от большинства однотипных решений.

Какие новые опции и функции сейчас разрабатываются и планируются к внедрению в Waliot®?

Мы тщательно подходим к вопросу разработки новых функций и внедрения опций, которые действительно принесут пользу нашим клиентам. Однако, в последние несколько лет мы столкнулись с ситуацией, когда анонсирование наших нововведений задолго до их релиза приводило к тому, что конкуренты оперативно копировали наши идеи. Поэтому сегодня мы придерживаемся другой стратегии: сначала наши клиенты получают доступ к обновлениям, а уже затем рынок узнает о новых возможностях платформы Waliot.

Тем не менее, могу сказать, что мы продолжаем развивать систему в направлении максимальной автоматизации процессов, предиктивной аналитики и расширенной интеграции с ERP-системами. Наш фокус — создание интеллектуальной платформы, которая не просто фиксирует события, но и помогает предугадывать возможные риски, минимизировать потери и оптимизировать работу автопарка. Каждое обновление Waliot направлено на то, чтобы сделать систему еще удобнее, эффективнее и надежнее для бизнеса, который доверяет нам управление своими транспортными процессами.

Какие технологические тренды, по вашему мнению, будут определять развитие сферы мониторинга транспорта в ближайшие 3-5 лет?

В ближайшие 3-5 лет рынок мониторинга транспорта претерпит масштабные изменения, обусловленные новыми технологическими трендами. Уже сейчас можно с высокой вероятностью (95%) предсказать три ключевых направления, которые станут основой будущего развития: искусственный интеллект и предиктивная аналитика, сквозная интеграция IoT-устройств и кибербезопасность данных, а также автоматизация документооборота.

Я считаю, что эти три направления — не просто тренды, а неизбежные векторы развития отрасли мониторинга транспорта. Компании, которые начнут адаптироваться к этим изменениям уже сегодня, окажутся в числе лидеров рынка в ближайшем будущем.

Как вы видите роль искусственного интеллекта и машинного обучения в системах мониторинга транспорта?

Еще в 2017 году, когда мы разрабатывали концепцию нового продукта, стало очевидно, что традиционный мониторинг транспорта, ограниченный лишь сбором данных, уже не отвечает запросам бизнеса. Компании требовалась не просто карта с точками местоположения, а система, которая могла бы анализировать данные, прогнозировать риски и помогать принимать управленческие решения. Именно поэтому мы с самого начала заложили в архитектуру Waliot возможность применения искусственного интеллекта и его одного из направлений - машинное обучение. Мы осознавали, что внедрение этих технологий позволит вывести мониторинг автопарков на совершенно новый уровень, сделав систему не просто инструментом наблюдения, а полноценным аналитическим помощником для бизнеса.

Основной проблемой существующих решений всегда была низкая точность анализа данных, особенно в вопросах контроля топлива. Большинство систем работают по устаревшему принципу: они просто считывают значения с датчиков уровня топлива, без учета типа транспортного средства, его назначения, условий эксплуатации и прочих критически важных факторов. Это приводило к тому, что диспетчеры и руководители автопарков сталкивались с ложными срабатываниями, ошибками в расчетах и необоснованными подозрениями в хищениях. В отличие от конкурентов, мы подошли к этому вопросу системно — выгрузили и проанализировали огромный массив данных за 10 лет, обучили нейросети на реальных кейсах и смогли добиться минимальной погрешности в расчетах, которая сейчас составляет всего 2,17%.

Таким образом, роль ИИ и машинного обучения в системах мониторинга транспорта заключается не только в автоматизации процессов, но и в обеспечении высокой точности данных, предиктивном анализе и предотвращении потерь. В ближайшем будущем эти технологии позволят полностью исключить человеческий фактор в оценке эффективности автопарка, предупредить внештатные ситуации и оптимизировать управление ресурсами.

Каковы ваши планы по расширению партнерской сети и географии присутствия компании?

До 2022 года мы сознательно не развивали партнерскую сеть, ориентируясь на прямые продажи и глубокую кастомизацию решений под конкретные потребности заказчиков. Однако уход с рынка зарубежных вендоров и рост интереса к российским IT-продуктам сделали вопрос масштабирования особенно актуальным. Мы получили множество запросов от компаний, желающих стать нашими представителями в разных регионах, но объективно понимали, что на тот момент не были готовы к полноценному партнерскому сотрудничеству. Наша система создавалась для внутреннего использования, а многие ключевые настройки были доступны только штатным разработчикам, что создавало сложности для независимых партнеров. Летом 2022 года мы пересмотрели подход к развитию и начали активную работу над переработкой системы, чтобы сделать её удобной для широкого круга интеграторов.

Результатом этой работы стало полное обновление административной панели, которая к лету 2024 года была выпущена в продакшн и получила положительные отзывы от наших первых партнеров. Одновременно мы провели масштабную работу над клиентским приложением, полностью адаптировав его под современные реалии рынка и потребности пользователей. В 2025 году мы продолжаем активное развитие платформы, запуская новую итерацию интерфейса и внедряя решения, соответствующие лучшим мировым стандартам. Для нас принципиально важно, чтобы наши партнеры получали не просто продукт, а технологическую экосистему, которая будет выгодна как для их бизнеса, так и для конечных пользователей.

Каково ваше видение идеальной системы мониторинга транспорта будущего?

Идеальная система мониторинга транспорта — это не просто карта с точками и маршрутами, а интеллектуальный помощник, который работает на опережение, выявляя и предотвращая потенциальные инциденты до их возникновения. В будущем роль оператора или диспетчера сведётся к минимуму, а система будет самостоятельно анализировать данные, фиксировать все отклонения — от нарушения маршрута до подозрительных манипуляций с топливом — и проактивно предлагать решения. Мы стремимся к тому, чтобы мониторинг не требовал постоянного внимания человека, а сам выявлял критические события.

Важно, чтобы эти технологии были максимально доступными, адаптивными и интегрируемыми, что и является нашим стратегическим вектором развития.
Text.ru - 100.00%
_____
Беседовала Екатерина Мясникова.

Присоединяйтесь к Экспертному Сообществу Логистов Юга России:
https://логисты-юга.рф

Интервью с экспертом